Абсолютная трезвость богоугодна.
Среди православных часто возникают споры,можно ли употреблять алкоголь. Критики РПЦ обвиняют ее как «пьяную религию», есть много примеров когда молодежь принимает ислам только из-за трезвости в этой религии. Попробуем разобраться.
Согласно данным ВЦИОМ, 80% жителей РФ – православные (РПЦ).
Бытует мнение, что православные чуть ли не обязаны быть винопьющими людьми и в связи с этим в отношении трезвенников часто возникает специфический вопрос: «А не сектанты ли они?».
Нет, скорее наоборот.
Итак, кто же такие они, «православные трезвенники»? Подборка свежих (и не очень) аргументов.
«Из 150 святых, в житии которых говорилось об их отношении к вину, 140 были абсолютными трезвенниками, и только 10 из них держались умеренности (при чем умеренности того вина, которое по своему содержанию близко стояло к виноградному соку, сильно разбавлялось)», священник Михаил Романюк. Т.е. большинство святых отцов Православной Церкви — трезвенники. Анализировались только те жития, где можно сделать однозначные выводы, но цифры можно экстраполировать (это научный метод). Принцип «согласия отцов» (мнение большинства святых отцов) имеет приоритет в спорных случаях (консенсус патрум – Consensus patrum). Из деяний Седьмого Вселенского Собора: «Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической Церкви и ссылающимся на мнения… что не должно следовать учению святых отцов и Вселенских Соборов и преданию кафолической Церкви, анафема!»
13 слов иврита переводились на русский лишь одним словом «вино», хотя имели разные значения (см. доклад священномученика Владимира (Богоявленского) «Против ли нас (абстинентов, трезвенников) Библия?», дипломную работу «Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева» Клименко И.П., кандидат химических наук, диакон).
У множества народов севера: чукчей, лопарей, ненцев, – более 20 слов для обозначения отдельных видов снега. В языке эскимосов таких обозначений около 40.
Святитель Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служить врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».
В Задонском монастыре хранятся мощи великого святого Тихона Задонского, известного своей трезвенной деятельностью. Будучи епископом Воронежской епархии, он столь страстно проповедовал трезвость, что в его приходе перестали покупать вино. За это местные виноделы писали жалобы, и св. Тихона уволили со службы, после чего он вскоре умер в Задонском монастыре.
Получается, что один из самых известных Святых РПЦ — не просто трезвенник, а трезвенник-активист, он по определению не сектант и не еретик, обвинять его в этом — хула на РПЦ.
«Только призыв к полному воздержанию, а не просто к «умеренному употреблению», сможете сегодня уберечь людей от алкоголизма», – митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
о. Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной».
Святитель Феофан Затворник: «винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан»
«Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет злой воли его, как пьяница. Убегай от вина, как от змея», святитель Иоанн Златоуст
Священник Георгий Балакин:
«Проповедь трезвости — миссионерское служение», «… трезвость, как воздержание от употребления спиртного тоже традиционна для православных. И эта традиция освящена трудами и молитвами подвижников благочестия: святого Иоанна Предтечи, апостола Иакова, священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Андроника (Никольского) и многих других святых мужей и жен.
… всевозможные недруги и хулители Церкви, построив свою лживую антицерковную пропаганду на утверждении, что якобы Церковь является противником трезвости, обвиняет любого трезвенника в гнушении и насаждает обязательное питие для верующих».
«Абсолютная трезвость богоугодна», «Жить трезво — обязанность каждого христианина», – священник Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, председатель Всероссийского Православного братства «Трезвение» РПЦ МП.
«Правильнее воспринимать трезвость как необходимое для христианина состояние, лишение которого удаляет от Бога», «Должен звучать призыв к абсолютной трезвости, а не к «умеренному употреблению». Должен быть страх перед опьянением», – кандидат богословских наук протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архистратига Михаила в г. Талдоме Московской области
В Ветхом Завете священникам дана была заповедь: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою… Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 8—10).
«Несмотря на то, что алкоголь есть злейший враг каждой истинной религии, иные думают привлечь, как видите, лучшую из всех религий (христианство) на свою сторону, чтобы одержать верх над нами и нашими стремлениями» – доклад «Против ли нас (абстинентов) Библия?» священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого
«…Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню», «Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет», если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? – Священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский.
«Если не хотите, чтобы дети пили – не пейте, не хотите, чтобы дети курили – не курите, не хотите, чтобы блудили – не блудите. Воспитывайте детей примером своей собственной жизни», – Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
История трезвой России и история православного трезвенного движения неразрывно связана. В начале 20 века существовало более 1800 обществ трезвости, из них 95 % братств трезвости православной церкви, остальные – светские и других религий.
В те времена Россия была самой трезвой страной в Европе. А в 1914 году был объявлен «сухой закон».
В отличии от ислама нам не запрещено употреблять. Но рекомендовано относиться к полному отказу от употребления алкоголя как к богоугодному делу. Например, никто не заставит тебя быть волонтером, заниматься добрыми делами, но это полезно и одобряемо.
Это разновидность добрых дел. Их даже курирует в РПЦ именно отдел по благотворительности. В нем есть Координационный центр по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму.
Согласно статистике, Российская Империя, построенная и выросшая на Православии, как государствообразующей религии, была одной из самых малопьющих стран Европы. Веками население росло как в количественном, так и в качественном аспекте. Вся элита русского общества до революции 1917-го года возрастала в традициях русского православия. Православие как раз борется с пьянством как с тяжелым пороком. Русский – значит православный. Русский – значит трезвый. И спиваться в России начали во второй половине XX века, в атеистической России. К 1991 году мы пришли именно через атеистическую распущенность (прошу не обижаться атеистов, это не поклеп, это ответ на ложное обвинение что якобы «всех спаивает РПЦ», многие священники-трезвенники погибли во время репрессий, а современные священнослужители такие же люди – смотрят/читают СМИ, где навязываются проалкогольные мифы, и прежние трезвые традиции возрождаются не так быстро).
В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года говорится:
«Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней.
… долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни…
Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
… Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Работа по утверждению трезвости … имеет целью… утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
… Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма».
«Библия благословляет трезвость. Великое множество православных святых жили абсолютно трезво, т.е. вообще не употребляли вина. Если говорить о русских святых, то здесь можно перечислить целый сонм святых: преподобный Сергий Радонежский, о котором сказано в его житии, что «от юности своей не пил он ничего хмельного», преп. Антоний Печерский, преп. Афанасий Печерский, преп. Иринарх Затворник, преп. Кирилл Белоезерский, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Александр Свирский, преп. Серафим Саровский, святитель Иов, Патриарх Московский, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, священномученик Владимир, митрополит Киевский, сщмч. Сильвестр, архиепископ Омский, сщмч. Митрофан, епископ Гомельский – вот далеко неполный список русских православных святых, своей жизнью показавших нам пример абсолютной трезвости. Очень четкую позицию по этому поводу занимал преп. Иосиф Волоцкий, устроитель монастырской жизни на Руси. По его мнению одно дело – на Востоке, в Греции или Древнем Израиле, там люди, может быть, могли пить вино умеренно и не иметь в связи с этим никаких проблем. Но у нас на Руси должен быть другой закон. И для своего монастыря он ввел полный запрет на употребление хмельного (сухой закон — прим.)», – Клименко И.П., кандидат химических наук, диакон.
«Чем больше я наблюдаю жизнь современных православных молодых людей, тем больше понимаю, что именно с молодым поколением нужно связывать формирование нового здорового православного образа жизни», Святейший Патриарх Кирилл.
«Наша миссия: СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ РАДОСТЬЮ ТРЕЗВОЙ ЖИЗНИ», “христианский образ жизни обладает всем необходимым, чтобы научиться жить трезво”,
Валерий Доронкин — руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП
“Пропаганда культурного пития … – преступление“, митрополит Тихон (Шевкунов), Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, член Высшего Церковного Совета РПЦ.
Про это же говорит Евангелие от Марка,9:42: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (самая популярная у алко-мафии и самая лживая реклама – «культура» пития-пьянства, именно она направлена на спаивание молодежи и детей).
Через вино, как бы через дверь, человек приходит к другим порокам, Архиепископ Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)
«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нём огонь худого пожелания», Преподобный Ефрем Сирин
Не пей ни за свое, ни за чужое здоровье. От этого ничье здоровье еще не улучшилось, а твое окончательно будет разрушено, Святой праведный Иоанн Кронштадтский
“Трезвость – страшное слово для любой сволочи“, Сергiй Кашин, священник.
“Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет”, Св. пр. Иоанн Кронштадтский.
Употребление на кладбищах/поминках алкогольных изделий в качестве поминовения усопших —это не православный обычай. Это обычай, появившийся в период запрета на богослужения и панихиды, во время всеобщей христианской неграмотности. Ведь умершим требуется наша память и НАШИ МОЛИТВЫ…
Священник Дмитрий Смирнов: «Вообще с вином заканчивать. Я вот не пью вина, и знаете, так хорошо себя чувствую, это гораздо лучше, тем более от вина много русских людей погибло.
Если у нас духовенство также не будет пить, как и курить – это будет шикарный пример для народа. Можно, оказывается здоровенный мужик и не пьет, и все, и ни первая, ни вторая, ни за здоровье, ни за дедушку, ни за бабушку, я бы это рекомендовал».
преподобный Иоанн Лествичник: «Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах… нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».
о.Даниил Сысоев: «Если человека тянет к каким-либо страстям – пьянству, блуду, нужно всячески избегать причин, их вызывающих. И если даже кто-то из священников и благословит выпить немного вина, нужно не слушать его, а воздержаться, потому что спасение души важнее всего» (Беседы о страстях, иерей Даниил Сысоев), «Помните, что есть вещи, которые с познанием воли Божией совершенно не совместимы: воля Божия никогда не открывается пьяному, потому что человек помрачил свой разум. Воля Божия никогда не открывается человеку в состоянии наркотического опьянения, в состоянии экзальтации, как жрецы Ваала. Воля Божия никогда не открывается человеку, который оправдывает очевидное зло. Воля Божия открывается человеку с трезвым умом, потому что разум человека при приближении к разуму Бога усиливается» (расшифровка беседы иерея Даниила Сысоева), «Воля Божия никогда не открывается:
1) пьяному, потому что у человека помрачен разум;
2) человеку в состоянии наркотического опьянения или экзальтации (когда человек себя “накрутил”);
3) человеку, который оправдывает зло» (Как узнать волю Божию? Священник Даниил Сысоев).
Фёдор Емельяненко: “Я не употребляю алкоголь и перестал его употреблять отчасти из-за того, что о русских складывается такое мнение… почему-то увидев русского, иностранцы сразу начинают говорить: “водка, водка…” К табаку и алкоголю отношусь отрицательно, и считаю, что избавляться от них надо не кодированием, а прежде всего осознанием, что это грех”.
“Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего”, Святитель Тихон Задонский
“запрет – это очень хорошая вещь … в России запретили продавать алкоголь после 23 часов вечера… статистика хулиганства и преступлений резко пошла на спад”, протоиерей Андрей Ткачев
Протоиерей Дмитрий Климов: «Опомнитесь! Каждую выпитую бутылку водки нужно воспринимать как ракету, которая в нашу сторону прилетела, и у нас взорвалась».
“Мысленный волк, диавол губит христиан жадностью к питью вина и нагло расхищает наследие Христово”, Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Прот. Евгений Пейков: “Апостольское правило хвалит воздержание от … вина с христианскою целью, т.е. как упражнение в добродетели. Ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла”. Вино крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф.5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23. 32).
плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Иоил.1,5
Вина и крепких напитков не пей … чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого. Лев.10,9–10
кто любит вино и тук, не разбогатеет. Притч.21,17
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит. Притч.23,31
Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! Ис.5,22–23
Притч.31:4. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру
Соломон представлен как ученик – научаемый своею матерью, поэтому он называет себя Лемуилом — учеником.
Книга Притчей Соломоновых 20:1. Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Источники:
Православные трезвенники trezvenie-pravoslavie.ru и vk.com/trezvenie_pravoslavie
Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» Русской Православной Церкви
«Кажущаяся безопасность или учение священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости», священник Михаил Романюк (yadi.sk/d/9wuYwWqs7WiGo)
«Как организовать общество трезвости на приходе: практические рекомендации», священник Игорь Бачинин; Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (yadi.sk/d/IApkY8cd5FdVo)
Клименко Татьяна Ивановна, миссионер-катехизатор [email protected]
Доронкин Валерий Константинович (руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП) ([email protected])